четверг, 13 июня 2013 г.

10 правил создания информационного сообщения

1. Рассказывайте новость коротко и сначала о самом главном
В вводке (в лиде) необходимо сообщить читателю самое главное. Все второстепенные детали приводятся в последующем тексте. Внимание нужно акцентировать на тех чертах, которые отличают событие от других.

2. Сначала – пять сакраментальных вопросов

Журналистика должна быть врагом неточности. Статьи должны отвечать на вопросы читателей, а не вызывать у них новые. Сообщение корреспондента о том или ином событии должно обязательно содержать ответы на 5 вопросов - КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ? ПОЧЕМУ?
Что? - что случилось?
Кто? - из-за кого это случилось? Кто это сделал? Его возраст, облик, должность, полномочия, и все то, что имеет отношение к делу.
Где? - где это случилось?
Когда? - время и дата события…
Как? - как это случилось? Дайте объяснение случившемуся.
Почему? - почему это случилось?

3. Исключите такие фразы, как «на прошлой неделе»

Классический режим работы ежедневного агентства – новость день в день (не позже, чем через 24 часа). Исключение составляют только очень важные сообщения, требующие дополнительной работы с источниками. Позже информация может быть дана только в том случае, если событие не нашло отражения в массовых СМИ и оно чрезвычайно важно для развития общества (местного сообщества). Обязательно указывайте дату, когда событие произошло.

4. Откуда вы это знаете?

Сообщение должно обязательно содержать ссылку на источник информации. Отсутствие ссылки допускается только в том случае, если свидетелем события стал сам корреспондент, но и это должно быть подчеркнуто. Обороты типа «как стало известно», «по некоторым сведениям», «из информированных источников» и пр. допустимы только в том случае, когда вам необходимо защитить ваш источник от возможных притеснений.

5. Сделайте сообщение полемичным

Там, где это возможно, представьте взгляды разных сторон на событие. При описании конфликтных ситуаций мнения разных сторон приводить обязательно! При этом – никому не отдавать предпочтения, даже если вы верите одному из них больше.

6. Нужны прямые цитаты

Обычно в сообщениях корреспонденты ссылаются на чужие высказывания – руководителей или пресс-секретарей организаций, должностных лиц и т.д. Целесообразно в тексте дать несколько прямых цитат, строго соблюдая при этом границу между цитатой и пересказом.

7. Почему это важно?

Сообщение должно быть написано таким образом, чтобы по прочтении не появлялось желание спросить у автора: «Ну и что из этого?».

8. Выбирая тему, дробите информацию

Если событие продолжается долго (например, сессия парламента), не ждите, пока оно закончится, чтобы сообщить обо всем случившемся сразу. Новостью является не сам факт того, что состоялась сессия, а те события, которые на этой сессии произошли, то есть важные постановления и законы, заявления лидеров и известных личностей и прочее. О них нужно сообщать сразу же, как только они произошли.

9. Читатель – не знает

Исходите из «презумпции незнания» читателя о том, что происходит и о чем вы сообщали раньше. Избегайте ссылок на прошлые сообщения – они могут быть недоступны читателю, оборотов «как известно…». Вам предстоит объяснять все.

10. Ясность мысли рождает ясность изложения

Новостное сообщение должно быть написано простым, прозрачным слогом. Предложения короткие – никаких толстовских конструкций и сложного соподчинения. Средняя длина предложения – 18-20 слов. Читатель не должен перенапрягаться, читая новости. Новость должна быть изложена тем же языком, на котором люди разговаривают между собой, но без «мусора». Очищенный разговорный язык – лучший стиль новостного текста.
По материалам

Комментариев нет:

Отправить комментарий